Анита Гиговская
Глянцевые журналы последние пять лет теряют читателей. К примеру, аудитория одного печатного номера Cosmopolitan в мае—октябре 2021 года равнялась, по данным Mediascope, 1,9 млн человек старше 16 лет, что в два раза меньше, чем за аналогичный период пятилетней давности. С 1,7 млн до 1,2 млн человек сократился аналогичный показатель для Maxim, с 1,3 млн до 793 тыс. — для Glamour, с 796 тыс. до 662 тыс. — для Vogue и с 503,7 тыс. до 415,2 тыс. — для GQ.
По итогам первых девяти месяцев рекламные доходы издателей журналов продолжили падение — по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, на 2%, до 3,5 млрд руб. (весь рекламный рынок за отчетный период показал рост на 25%).
О внедрении платной подписки, наращивании продаж через Ozon и Wildberries и бюджетах ключевых рекламодателей РБК рассказали президент и гендиректор «Condé Nast Россия» Анита Гиговская и владелец Shkulev Media Holding Виктор Шкулев.
Медиагруппа Condé Nast работает на российском рынке с 1998 года. Сейчас выпускает семь глянцевых изданий сегмента «премиум»: Vogue, GQ, GQ Style, Tatler, AD, Glamour и Glamour Style Book.
Общий охват аудитории брендов холдинга на всех платформах, по собственным данным, — 25 млн ежемесячно. Выручка головного АО «Конде Наст» в 2020 году по РСБУ — 1,7 млрд руб., убыток от основной деятельности — почти 91 млн руб., чистый убыток — 75 млн руб. Данные за 2021 год еще не опубликованы.
Shkulev Media Holding объединяет сеть городских порталов (включая петербургскую «Фонтанку»), совместное предприятие Hearst Shkulev Digital, которое занимается бизнесом сайтов Woman.ru, Wday.ru, StarHit.ru, Elle.ru, Ellegirl.ru, Elledecoration.ru, «MAXIM Онлайн», Marieclaire.ru, Parents.ru, Psychologies.ru и «Вокруг света», а также совместное предприятие Hearst Shkulev Publishing, которое выпускает печатные версии журналов Elle, Elle Girl, Elle Decoration, MAXIM, Marie Claire, Psychologies, Departures и «Антенна-Телесемь». Журнал «Вокруг света» делается по контракту с Shkulev Media Holding. Кроме того, входящий в холдинг Long Tale Production занимается выпуском сериалов.
Аудитория всех сайтов, по данным Shkulev Media Holding, по итогам января 2022 года составила 124 млн уникальных посетителей, совокупный тираж — около 7 млн экземпляров. Выручка ООО «Херст Шкулев Паблишинг», учредителя журналов, в 2020 году по РСБУ составила 2 млрд руб., прибыль от основной деятельности — почти 67 млн руб., чистая прибыль — 26 млн руб.
Владелец Shkulev Media Holding сообщил о покупке журнала «Вокруг света» Бизнес
www.adv.rbc.ru
— Продолжит ли российский глянец выходить на бумаге или полностью уйдет в digital?
Анита Гиговская: Сейчас 80% тиражей журналов реализуются в супермаркетах. Но этот канал распространения во многом неудобен, поскольку полки в супермаркетах обслуживаются мерчандайзерами дистрибьютора, которые стремятся сокращать свои издержки и приезжают в условную «Азбуку вкуса» только раз в неделю. Это на самом деле главная причина, по которой принт в последние годы стагнировал.
Но журналы продолжат выходить на бумаге, у этой крупнейшей части нашего бизнеса хорошая перспектива. Все издания продемонстрировали в 2021 году рост продаж как печатных копий, так и ежемесячных digital-версий. Основными драйверами, за счет которых это произошло, стали маркетплейсы — Wildberries, Ozon и другие. Продажи через эти каналы в 2021 году выросли более чем в четыре раза. Особенно велик спрос в регионах, где традиционные каналы дистрибуции не так эффективны. Очевидно, это эффект роста с низкой базы в новом канале распространения.