В России сегодня есть четыре компании, которые можно назвать экосистемами: VK (до переименования — Mail.ru Group), «Яндекс», Сбербанк и МТС. К такому выводу пришли авторы доклада Московской школы управления «Сколково» и МТС (есть у РБК).
Под экосистемой в докладе понимается «стратегия, при которой независимые в операционной деятельности, действующие на свой риск бизнес-единицы создают совместную ценность для потребителей, используя общие правила, инструменты и знания». В нем также отмечается, что большинство теоретиков и практиков связывают концепцию бизнес-экосистемы с цифровой экономикой и бизнес-моделями, основанными на интернет-платформах Google, Facebook, Apple, Amazon, Alibaba и т.д. «Именно их имеют в виду сейчас компании из традиционных секторов экономики, скажем банкинга или телекома, когда объявляют о переходе на экосистемную стратегию», — говорится в докладе.
Глава Райффайзенбанка усомнился в пользе экосистем для клиентов Финансы
Как конкурируют экосистемы и почему отдельные игроки избегают этого названия — в материале РБК.
www.adv.rbc.ru
Кто с кем конкурирует
Как пояснил руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» школы «Сколково» Владимир Коровкин, хотя сейчас только четыре компании в России подходят под определение экосистемы, еще многие могут быстро развиться до этого состояния, если примут соответствующее стратегическое решение. Признаки экосистемы, по мнению Коровкина, можно найти почти в любом крупном бизнесе.
- Первой экосистемой, которая образовалась в российском бизнесе, опрошенные в рамках доклада эксперты назвали «Сбер». Банк начал трансформироваться в экосистему в 2017 году. Как объяснял глава Сбербанка Герман Греф, потребители будут покупать самую дешевую и самую качественную услугу, которую в новом мире смогут предоставить только те, кто будет обладать огромным количеством данных, в том числе о клиенте, и возможностью предоставить любую универсальную услугу, которая тому нужна. Сейчас в экосистему «Сбера» входит несколько десятков компаний, многие из которых не имеют отношения к финансовому бизнесу. За девять месяцев 2021 года выручка нефинансового бизнеса Сбербанка составила 121,7 млрд руб., а общая выручка — 2,87 трлн руб.